КриптоПАВ добавка к дорожно-строительным материалам

КриптоПАВ  это этоксилированные алкилкарбоксилаты С-10-12. Используется как вяжущее для дорожного строительства, для приготовления холодных асфальтобетонных смесей на минеральных материалах основных пород с целью повышение его адгезии к минеральным материалам карбонатных пород.

КриптоПАВ предотвращает деформацию асфальта от демисезонных температурных колебаний за счёт многократного упрочнения связей между частицами асфальтобетона.

КриптоПАВ применяется для приготовления холодных складируемых асфальтобетонных смесей, используемых для ремонта дорог в условиях осени и ранней весны, когда дорожные покрытия интенсивно деформируются, а ремонт с применением горячих асфальтобетонных смесей неэффективен.

Известна асфальтобетонная смесь холодной укладки «матрекс» канадского производства, предназначенная для ремонта дорожных покрытий в зимних условиях. Она содержит минеральную составляющую, состоящую из, мас.%: щебня крупнее 2 мм 90,6; песка 7,9 и наполнителя 1,5 и вяжущее, которое содержит 97,2% битума и 2,8% добавки. Содержание вяжущего в смеси 5,7 мас.%. Природу добавки в битум изготовитель не раскрывает.
Начиная с 2003 года, в Ростове-на-Дону использовались 2 разновидности «матрекса»: одна - приготовленная непосредственно в Канаде и другая - приготовленная в Таганроге с применением вяжущего, полученного из Канады, и местных минеральных материалов. Примерные стоимости материалов, привезенных из Канады, «матрекса» 500 долларов США, а битумной композиции 200 дол. США.

КриптоПАВ используется для приготовления холодных асфальтобетонных смесей, применяемых для ремонта дорог с мокрым покрытием, упрощение технологии приготовления вяжущего, повышение его адгезии к минеральным материалам карбонатных пород и снижение его токсичности.
Задача может быть решена за счет применения вяжущего, содержащего, мас.%: жидкий (разжиженный) битум 98,5-99,0 и поверхностно-активное вещество КриптоПАВ 1,0-1,5.
Проведено испытание вяжущего, содержащего КриптоПАВ на «активное» сцепление с минеральным материалом карбонатных пород по ГОСТ 11508-74, методу Б. Методика испытания отличалась от стандартной лишь тем, что вместо мрамора в опытах был использован известняковый минеральный материал, широко применяемый в практике строительства и ремонта дорог в Ростовской области. Сущность метода заключается в определении способности вяжущего сцепляться с поверхностью минерального материала в присутствии воды.
Результаты испытания показали, что в случае содержания вяжущим 1 % от массы ЩБС КриптоПАВ имеет место практически полное (на 98-100%) покрытие поверхности минерального материала вяжущим. При уменьшении количества КриптоПАВ (менее 1%) покрытие минерального материала соответственно уменьшается. Эксперимент с «чистым» битумом - с битумом, не содержащим ПАВ, показал полное отсутствие вяжущего на поверхности минерального материала. Его покрытие вяжущим оказалось нулевым. Вяжущее, содержащее КриптоПАВ приобрело способность адсорбироваться сквозь гидратную оболочку, образованную на поверхности карбонатных минеральных материалов, и вытеснять ее.
Результаты испытания вяжущего, содержащего разжиженный битум марки СГ 40/70 и КриптоПАВ показали возможность применения его для приготовления холодных асфальтобетонных смесей на минеральных материалах основных пород с целью использования для ремонта влажных дорожных покрытий. Исходя из результатов экспериментов пределами содержания КриптоПАВ в вяжущем может быть принято 1,0-1,5 мас.%.
Вяжущее готовят следующим образом. Жидкий (разжиженный) битум с условной вязкостью по стандартному вискозиметру, близкой к 40 с, нагревают в битумном котле до 80-90°С, затем добавляют требуемое количество КриптоПАВ  на 1 тонну битума 15 кг КриптоПАВ и перемешивают циркуляцией битумным насосом или другим способом до полного растворения и смешения добавки с битумом. Приготовленное вяжущее соответствует требованиям ГОСТ 11955-82. Готовое вяжущее можно хранить в закрытых емкостях в течение 3 месяцев.
Холодную асфальтобетонную смесь готовят следующим способом. Минеральные материалы (основных пород) фракции 0-10 мм в количестве 95-97 мас.% без предварительной сушки и нагрева подают в мешалку принудительного действия и перемешивают в течение 20-30 с, после чего в мешалку вводят нагретое до 60-65°С вяжущее в количестве 3-5 мас.% и продолжают перемешивать в течение 60-80 с до получения равномерного обволакивания вяжущим минеральных частиц. Нижний предел количества вводимого вяжущего (3%) относится к минеральному материалу с зерновым составом, не содержащим частиц мельче 0,63 мм. Влажность минерального материала не должна превышать 4 мас.%.
В случае использования для приготовления смеси асфальтосмесительной установки сушильный агрегат не включают. Его включают лишь в том случае, если влажность минерального материала выше 4 мас.% для его подсушки.
Готовую холодную асфальтобетонную смесь можно хранить в штабелях, укрытых полиэтиленовой пленкой, до 5, а в полиэтиленовых мешках до 7 месяцев.
Холодные асфальтобетонные смеси предназначены для заделки выбоин на дорожных покрытиях в условиях мокрой погоды осенью и ранней весной при положительных температурах воздуха. Подготовку ремонтируемого места ведут в следующем порядке:
- выбоину обрубают по контуру, захватывая на 3-5 см неповрежденную часть покрытия, стенки выбоины должны быть вертикальными;
- вырубленный старый асфальтобетон удаляют, выбоину очищают от грязи и мусора, удаляют свободную воду (лужи), сушку выбоины не производят;
- дно и стенки выбоины обрабатывают заявленным вяжущим по норме 0,3-0,5 л/кв. м;
- подготовленную выбоину заполняют холодной асфальтобетонной смесью, которую укладывают и разравнивают с учетом коэффициента запаса на уплотнение, равным 1,5;
- при заделке небольших выбоин смесь уплотняют электро- или пневмо трамбовками, а при заделке больших выбоин - катками массой 10 т и более. Окончательное уплотнение производится колесами транспортных средств.
Поверхность отремонтированного места до открытия движения следует присыпать тонким слоем дробленого песка. На отремонтированных в условиях мокрой погоды местах желательно в дальнейшем в летнее время произвести поверхностную обработку.